Диадема и тиара
В древние времена, чтобы облагородить популярные в свое время венки из живых цветов и листьев, люди заменили их тонкими лентами из драгоценного металла – налобник, который со временем стал символизировать власть и благородство происхождения.
Налобник со временем начали изготавливать из отдельных частей, менять его форму, украшать подвесками с драгоценными камнями. Окончательно он сформировался в качестве диадемы, которая периодически изменяла свою форму в зависимости от места создания (Центральная Европа или Восток) и времени (Античность, Средневековье, Возрождение и, наконец, Новое время).
Изначально диадема изготавливалась из золота со множеством жемчужин и драгоценных камней. Она исполнялась в виде обруча и была довольно тяжелой.
В XVII-XVIII веках она надевалась прямо на лоб, чтобы прикрыть край парика. Затем золото заменили менее широкие круги из металла, полу — и даже треть ободки. А в начале 19в. изящная и легкая диадема уже изготавливалась из бриллиантов, опалов и бирюзы, усеянная ими так густо, что металлическая основа была практически не заметна. Носилась диадема выше лба, чтобы из-под неё были видны волосы, или даже в верхней части прически. В наши дни диадема носится также.
Последняя направленность моды на украшения для невесты – небольшая диадема из искусственных камней или стразов, связанных в узор практически незаметными металлическими нитями.
Родственный диадеме вид женских украшений, особенно распространенный во времена Наполеона — тиара. По общепринятому определению тиара – это изначально головной убор царей древней Персии и древневосточных царей, в наше время — тройная корона папы, которая символизирует тройственность его власти – как наместника Христа на земле, как первосвященника и как папы. В качестве женского украшения тиара существенно отличается от «тройной короны папы».